Пройдите регистрацию, чтобы стать пользователем...

Опрос


Оцените мой сайт
Всего ответов: 95

Реклама


Главная » Статьи » Танки - оригиналы » Танки США периода Второй мировой войны

M24 Чаффи

M24 (англ. Light tank M24) — лёгкий танк США времён Второй мировой войны. Широко известен также под его британским названием «Чаффи» (англ. Chaffee) или, реже, «Генерал Чаффи» (англ. General Chaffee), данным ему в честь Э. Р. Чаффи-младшего, первого командира танковых войск США. Создан в 1943—1944 годах, серийное производство было начато в апреле 1944 года и продолжалось до августа 1945 года, всего был выпущен 4731 танк этого типа[1]. M24 принимал участие во Второй мировой войне, хотя из-за сравнительно позднего появления использовался войсками в ограниченных количествах. После окончания войны M24 оставался на вооружении США до начала 1950-х годов и активно использовался в Корейской войне.
Около 4400 M24 было поставлено союзникам США и нейтральным странам[2], танк использовался ими в Индокитайской, Алжирской, Вьетнамской и Третьей индо-пакистанской войнах. Модернизируясь в ряде использовавших его стран, M24 оставался на вооружении ряда государств на протяжении нескольких десятилетий, прежде чем был заменён более современными типами танков. По состоянию на начало 2000-х, M24 всё ещё состоят на вооружении некоторых стран.

Предпосылки к созданию M24
На момент вступления США во Вторую мировую войну наиболее современным типом лёгкого танка, стоявшим на вооружении армии США, являлся лишь недавно запущенный в производство M3 / M5. Однако уже первые итоги боевого применения M3 в Северной Африке в конце 1941 — начале 1942 года показали, что его 37-мм пушка явно устарела и уже не являлась адекватным оружием. Опыт Тунисской кампании показал, что для сколько-нибудь успешной борьбы со средними танками противника или противотанковыми пушками, лёгкий танк должен быть вооружён сравнимым орудием. В качестве возможных вариантов рассматривались 57-мм пушка M1 или 75-мм пушка M3, стоявшая на средних танках M3 и M4. В конце 1942 года были проведены эксперименты по установке 75-мм пушки M3 на САУ M8, использовавшую шасси M5, с целью определить принципиальную возможность использования столь мощного орудия лёгким танком. Испытания прошли успешно, но в башне M5 места для установки более мощного орудия не было, как и не было возможности установить на танк существенно бо́льшую башню. Вдобавок, сам M5, являвшийся результатом постепенной модернизации конструкции середины 1930-х, к 1942 году явно устарел. Требовалось создание полностью нового танкового шасси.
Первая попытка создать замену M3 / M5 закончилась провалом. Опытный танк T7, создававшийся как лёгкий, ещё на стадии проектирования вышел за 20-тонный лимит массы, установленный армией США для лёгких танков. Это повлекло его переклассификацию в средний, после чего его броня и масса были ещё более увеличены. В итоге, появившаяся к осени 1942 года машина, классифицированная как средний танк M7, не имела решающих преимуществ перед уже находившимся в производстве M4 и серийно так и не выпускалась. В результате всего этого, бронетанковые подразделения США, как и Великобритании, нового лёгкого танка так и не получили, и практически до самого 1945 года были вынуждены использовать уже совершенно не отвечавшие условиям боя M3 / M5.

T24
В марте 1943 года были сформулированы требования к новому лёгкому танку, получившему проектное обозначение T24. Он должен был использовать ту же двигательную установку, что и M5, быть вооружённым 75-мм пушкой и при этом иметь вес не более 20 тонн. 29 апреля 1943 года программа его разработки получила официальное одобрение. Заказ на создание танка был выдан подразделению «Крайслер» фирмы «Дженерал Моторс». Ограничение по массе сильно осложнило установку на T24 сравнительно тяжёлой пушки M3. Было решено установить на танк только что разработанную облегчённую 75-мм пушку T13E1, впоследствии получившую обозначение M6, изначально предназначенную для установки на штурмовой вариант самолёта B-25.
2 сентября 1943 года T24 был принят на вооружение, и был выдан заказ на производство первой серии из 1000 машин, вместо такого же количества уже запланированных к выпуску M5[7]. Первый прототип новой машины был закончен 15 октября того же года и поступил на испытания на Абердинский полигон. После устранения выявленных во время испытаний многочисленных проблем, серийное производство T24 было начато в апреле 1944 года на заводах подразделения «Кадиллак» фирмы «Дженерал Моторс». В июле к производству танка подключилась также заводы компании «Мэсси Харрис». Приказом от 22 июня того же года T24 был стандартизирован как лёгкий танк M24 (англ. light tank M24), одновременно устаревшие танки M5 были переведены в категорию «ограниченно стандартных». Для поставок по программе ленд-лиза танк, в соответствии со сложившейся практикой, получил имя собственное — «Чаффи» (англ. Chaffee), в честь Э. Р. Чаффи-младшего, первого командира танковых войск США. Производство M24 продолжалось на обоих предприятиях «Мэсси Харрис» и «Дженерал Моторс», вплоть до июня и июля 1945 года, соответственно, и было свёрнуто в связи с близившимся окончанием Второй мировой войны. Всего был выпущен 4731 танк этого типа. Стоимость производства одного M24 на 30 сентября 1945 года составляла $39 653, но в эту сумму не входили вооружение, оптические приборы и некоторые другие части, которые поставлялись заводу-изготовителю «бесплатно» (англ. free of charge).

Дальнейшее развитие
Значительным изменениям в ходе серийного производства M24 не подвергался. Единственным заметным изменением, пошедшим в серию, было введение на машинах поздних выпусков креплений для установки на M24 комплекта понтонов, превращавших его в плавающий танк. Эти понтоны были разработаны в 1944 году, по типу японских плавающих танков, таких как «Ка-Ми». Схема их использования была такова: оборудованная понтонами машина должна была сгружаться с борта десантного корабля, добираться до занятого противником берега вплавь, после чего сбрасывать понтоны и вступать в бой. В серийное производство понтоны, однако, так и не поступили, поскольку будучи необходимого для удержания на плаву 18-тонной машины объёма, они увеличивали её длину более чем вдвое, делая недопустимо неповоротливой.
Другие попытки усовершенствования M24, предпринятые во время Второй мировой войны, так и не вышли за стадию опытных образцов, прежде всего из-за прекращения всех работ по танку с её окончанием.
В 1943 году, сразу после принятия T24 на вооружение, была начата разработка его варианта, оснащённого радиальным авиационным мотором «Континенталь» R-975 мощностью 400 л. с. при 2400 об/мин. Первый прототип T24, завершивший ходовые испытания, 15 марта 1944 года был передан заводу ACF для переоборудования в прототип нового варианта, получившего обозначение T24E1. Для размещения более крупного двигателя пришлось переделать кормовую часть и крышу моторного отделения, кроме того, была заменена трансмиссия, в остальном танк заметным изменениям не подвергся. 10 октября 1944 года законченный прототип T24E1 был передан на испытания Абердинскому испытательному полигону. T24E1 показал значительно лучшие ходовые качества, чем M24, его максимальная скорость достигала 77 км/ч[10]. Однако работа новой трансмиссии была признана ненадёжной. Поиск путей устранения этого недостатка продолжались до ноября 1945 года, когда все работы по дальнейшему совершенствованию танка были прекращены.
Для повышения огневой мощи танка в июле 1947 года была создана спаренная установка T122, состоявшая из двух 12,7-мм пулемётов M2HB или двух 7,62-мм M1919. T122 представляла собой защищённую 13-мм бронёй башенку с круговым обстрелом, устанавливавшуюся на месте командирской башенки. В опытном порядке один серийный M24 был оснащён такой установкой и программа испытаний продолжалась до июня 1948 года, но в итоге на вооружение T122 принята так и не была.

Описание конструкции

Компоновка танка с задним расположением двигателя и передним — агрегатов трансмиссии. Экипаж танка состоял из четырёх или пяти человек. В отделении управления располагались механик-водитель и помощник водителя, выполнявший также функции стрелка из лобового пулемёта. В башне обычно в небоевых условиях размещались двое — командир и наводчик, в этом случае в бою помощник водителя перемещался в башню и становился заряжающим. На командирских машинах помощник водителя выполнял функции радиста, из-за чего в состав экипажа вводился отдельный заряжающий.

Броневой корпус и башня

Броневая защита M24 — противопульная, дифференцированная. Корпус и башня танка собирались при помощи сварки из стальных катаных гомогенных бронелистов и бронеплит толщиной 10, 13, 19 и 25 мм и нескольких литых деталей.
Броневой корпус M24 имел коробчатую форму без надгусеничных ниш, собирался целиком из катаных бронеплит с применением рациональных углов наклона. Лобовая часть танка образована двумя сходящимися клином бронеплитами 25-мм толщины, верхняя из которых была расположена под углом в 60° к вертикали, а нижняя — под углом в 45°. В плане броневой корпус имел трапециевидную форму, слегка сужаясь к нижней части. Борта корпуса были образованы четырьмя бронеплитами, расположенными под углом в 12°, 19-мм толщины по бортам моторного отделения и 25-мм — по бортам боевого отделения и отделения управления. Корма состояла из двух 19-мм бронеплит, вертикальной верхней и расположенной под углом в 42° нижней. Крыша танка собиралась из нескольких 13-мм бронелистов, а днище корпуса имело толщину 10 мм под моторным отделением и 13 мм под боевым отделением и отделением управления. Моторное отделение отделено от боевого тонкой переборкой.
Башня трёхместная, сложной геометрической формы, с кормовой нишей и низкопрофильной командирской башенкой. Конструкция башни смешанная: борта и корма собирались из катаных бронеплит толщиной 25 мм, крыша башни была образована 13-мм бронелистом; лоб башни и маска орудия — литые, толщиной 38 мм. Борта башни имели наклон в 20° в нижней части и 25° — в верхней, лоб и корма башни — вертикальные. Башня размещалась на подбашенной коробке на шариковой опоре. Вращение башни осуществлялось при помощи электропривода, полный оборот башня совершала за 15 секунд. В случае отказа электропривода имелась возможность поворота башни вручную, при помощи винтового механизма. Полик башни отсутствовал, сиденья членов экипажа размещались на её стенках. Сиденье командира размещалось слева от орудия, сиденья наводчика и заряжающего — справа.

Вооружение

Основным вооружением M24 являлась нарезная полуавтоматическая 75-мм танковая пушка M6. По баллистике она была идентична пушкам M2 и M3, стоявшим на средних танках M3 и M4, но отличалась облегчённой конструкцией, в частности, более тонкими стенками ствола, что приводило к его повышенному нагреву при интенсивной стрельбе и пониженной живучести. Длина ствола орудия — 37,5 калибров / 2813 мм, начальная скорость бронебойного снаряда — 619 м/с. Вес орудия в сборе — 186 кг.
Пушка размещалась в спаренной с пулемётом установке M64. Горизонтальное наведение осуществлялось поворотом башни, вертикальное — приводимым вручную винтовым механизмом, углы возвышения орудия −10…+15°. Для наведения на цель применялись телескопические прицелы M71G и M38A2 и перископический прицел M4A1. Для стрельбы с закрытых позиций орудие оборудовалось боковым уровнем M21 и прицельными квадрантами M1 и M9. Также орудие было оснащено стабилизатором в вертикальной плоскости.
Боекомплект орудия составлял 48 унитарных выстрелов, размещавшихся в ящиках на полу боевого отделения, укладка выстрелов — «мокрая», с заливкой ящиков водой, смешанной с антифризом. По применяемым боеприпасам M6 была унифицирована с M3, в боекомплект орудия входили калиберные бронебойные, осколочно-фугасные и дымовые снаряды. Для M6 был также разработан подкалиберный бронебойный снаряд T45, обладавший значительно большей бронепробиваемостью, но в серийное производство он так и не поступил.

Средства наблюдения и связи
Для наблюдения за полем боя командир танка, водитель и помощник водителя имели по перископу M6, командир также мог вести наблюдение через окошки командирской башенки.
Для внешней связи все M24 оборудовались радиостанцией, размещавшейся в кормовой нише башни, на линейных машинах — модели SCR 508, SCR 528 или SCR 538. Все они имели только голосовой режим связи, на дальность до 15 км. На командирских танках устанавливалась более мощная радиостанция SCR 506, размещавшаяся в лобовой части корпуса, у рабочего места помощника водителя, становившегося в этом случае радистом. SCR 506 имела дальность связи до 80 км в голосовом и 120—160 км в телеграфном режиме. Для внутренней связи служило танковое переговорное устройство на всех пятерых членов экипажа, объединённое с радиостанцией.
[править]Двигатель и трансмиссия
Двигательная установка M24 использовала ту же систему, что и у танка M5, и состояла из двух спаренных V-образных 8-цилиндровых четырёхтактных карбюраторных автомобильных двигателей жидкостного охлаждения «Кадиллак» Series 44T24. Рабочий объём каждого двигателя — 2,32 л, максимальная развиваемая мощность — 148 л. с. при 3200 об/мин. Реальная мощность, развиваемая спаренной установкой, составляла 220 л. с. при 3400 об/мин.
В состав трансмиссии M24 входили:
две установленные на двигателях гидромуфты;
две автоматические четырёхскоростные коробки передач;
два карданных вала;
механический трёхскоростной (две передачи + задний ход) синхронизированный редуктор, соединявший потоки мощности от обоих двигателей;
двухступенчатый дифференциал;
однорядные бортовые передачи с двухдисковыми фрикционами сухого трения.
Органы управления танком — дублированные, управлять машиной мог как механик-водитель, так и помощник водителя.

Ходовая часть
Ходовая часть M24 состояла, с каждого борта, из пяти сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 648 мм, трёх необрезиненных поддерживающих катков, ленивца и расположенного спереди ведущего колеса. Подвеска опорных катков, скопированная с САУ M18 — индивидуальная, торсионная, 1, 2, 4 и 5-й катки оборудованы также амортизаторами.
Гусеницы — стальные, обрезиненные, одногребневые, цевочного зацепления, каждая из 75 траков с шагом в 140 мм. На M24 применялись два типа гусениц: T72 и T72E1, шириной 406 мм, и T85, шириной 419 мм. На гусеницы модели T72E1 могли также устанавливаться дополнительные стальные пластины, увеличивавшие её ширину до 711 мм.

Машины на базе M24

Лёгкое боевое соединение
Одновременно с разработкой M24 была начата программа, получившая название «Лёгкое боевое соединение» (англ. Light Combat Team), целью которой являлась разработка семейства САУ на его базе. Широкая унификация машин этого семейства с базовым танком и между собой облегчала бы производство и значительно упрощала вопросы ремонта и снабжения частей, вооружённых ими. Всего в рамках этой программы были разработаны шесть машин: M19, M37, M41, T77, T38 и опытная автоматическая 75-мм зенитная самоходная установка, не получившая официального обозначения[14]. Однако в серийное производство до окончания Второй мировой войны поступили только первые три из них, и их выпуск ограничился малыми сериями, поскольку был прекращён с её окончанием. Три других же САУ не вышли за стадию опытных образцов.
Серийные
M19

ЗСУ M19. Корея, лето 1950 года
Спаренная 40-мм самоходная пушка M19 (англ. Twin 40mm Gun Motor Carriage M19) стала наиболее массовой САУ на шасси M24. Первоначально эта зенитная самоходная установка создавалась с 1942 года на удлинённом шасси танка M5, но с 25 мая 1943 года была переведена на шасси M24. 14 июня 1944 года она была принята на вооружение и к апрелю 1945 года поступила в серийное производство, но с окончанием Второй мировой войны оно было прекращено после выпуска, по разным данным, от 285 до 300 единиц M19. Хотя эта ЗСУ появилась слишком поздно, чтобы принять участие во Второй мировой войне, она активно использовалась впоследствии в Корейской войнеОшибка в сносках?: Отсутствует закрывающий тег . Из-за последовавшего вскоре окончания Второй мировой войны её выпуск ограничился 85 экземплярами и принять участие в боевых действиях она так и не успела. В послевоенный период M41 активно использовалась в Корейской войне.

Прототипы и проекты

T77
Многоствольный самоходный пулемёт калибра .50 T77 (англ. Multiple Caliber .50 Gun Motor Carriage T77) — опытная зенитная самоходная установка, созданная в 1943—1945 годах на шасси M24. Вооружение T77 состояло из шести 12,7-мм пулемётов M2HB, установленных в новой вращающейся башне с 13-мм бронированием. В апреле 1944 года был выдан заказ на постройку двух прототипов. Первый из них был закончен в июле 1945 года и передан Абердинскому полигону на испытания. Второй прототип, получивший обозначение T77E1, отличался улучшенной системой управления огнём. В связи с окончанием войны на вооружение ни один из этих вариантов принят не был, а выпущенные прототипы впоследствии продолжительное время использовались для испытания новых орудийных систем.

T78
90-мм самоходная пушка T78 (англ. 90mm Gun Motor Carriage T78) — предложенный к созданию в июле 1943 года проект противотанковой САУ на шасси M24, вооружённой 90-мм пушкой в аналогичной САУ M36 установке. Поскольку M24 к тому времени ещё не дошёл даже до стадии прототипа, проектирование T78 в августе того же года было прекращено до получения удовлетворительных результатов с M24. Тем не менее, несмотря на запуск последнего в серийное производство, работы по T78 возобновлены так и не были.

T38
4,2-дюймовый самоходный миномёт T38 (англ. 4.2 inch Mortar Carrier T38) был создан в экспериментальном порядке в 1945—1948 годах. Первоначально планировалось использовать для него шасси тягача T13 или T16, но в итоге для постройки прототипа было выбрано шасси САУ M37. Гаубица с неё была демонтирована, а её амбразура заварена броневым щитком. В корпусе САУ был установлен 107-мм нарезной миномёт — M2 4.2 inch mortar. В декабре 1948 года прототип был закончен и поступил на испытания. На вооружение T38 принят так и не был, поскольку к тому времени он предназначался уже только для определения потенциальных возможностей машины такого типа.

Установки безоткатных орудий
В 1945—1946 годах проводились эксперименты по созданию на шасси M24 САУ, вооружённой несколькими безоткатными орудиями. Для установки батареи из четырёх 75-мм безоткатных орудий T21 в 1945 году был переоборудован один образец САУ M19. Его испытания прошли успешно, и в апреле 1946 года он был переоснащён новыми 105-мм безоткатными орудиями T19. Несмотря на это, работы по нему были прекращены, так как после окончания Второй мировой войны интерес армии к созданию новых образцов вооружения резко сократился.
75-мм ЗСУ
В 1945 году один экземпляр ЗСУ M19 был переоборудован для установки экспериментальной автоматической 75-мм зенитной пушки T22, использовавшей снаряды с радиовзрывателем. Тестирование орудия продолжалось с февраля 1946 по июнь 1948 года и выявило многочисленные проблемы с устойчивостью и надёжностью установки, в связи с чем дальнейшие работы по ней были прекращены.

T6E1
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина T6E1 (англ. Tank Recovery Vehicle T6E1) была разработана на шасси M24 в 1943—1944 годах. С танка снималась башня и заменялась неподвижной рубкой, а за счёт сократившегося веса устанавливались подъёмный кран, лебёдка и другое необходимое БРЭМ оборудование. Первый прототип T6E1 был закончен 5 сентября 1944 года. Все работы по этому проекту были прекращены с окончанием Второй мировой войны.

T22E1 и T23E1
Подвозчики боеприпасов T22E1 и T23E1 (англ. Cargo Carrier T22E1, Cargo Carrier T23E1) были созданы первоначально на удлинённом шасси танка M5 и предназначались для подвозки, соответственно, 114-мм или 155-мм и 40-мм выстрелов. Позднее, как и другие признанные перспективными машины специального назначения, они были переведены на шасси M24, но с окончанием Второй мировой войны работы по ним были прекращены.

Послевоенные программы модернизации M24

Франция
Франция обладала самым большим после США парком M24, и уже в 1956 году предприняла первую попытку модернизировать начинавший устаревать к тому времени танк[24]. Наиболее слабым его местом являлась 75-мм пушка, к тому времени неспособная сколько-нибудь эффективно бороться даже со средними танками. В опытном порядке на один M24 была установлена башня французского лёгкого танка AMX-13 с 75-мм пушкой с длиной ствола в 70 калибров. Такая гибридная машина получилась не слишком удачной, и дальнейшие работы в этом направлении были прекращены[24].
Парадоксально, но более успешной стала обратная конверсия, заключавшаяся в установке башни M24 на шасси AMX-13. Её появление было вызвано тем, что длинноствольная пушка AMX-13, обладая высокими противотанковыми свойствами, отличалась сравнительно слабым действием осколочно-фугасного снаряда (что является общей проблемой пушек с высокой баллистикой), тогда как аналогичный снаряд пушки M24 был гораздо более эффективен. Французские войска, воевавшие в то время в Алжире, не испытывали необходимости в борьбе с современной бронетехникой и предпочли более эффективную против небронированных целей пушку M24[24]. Первый прототип AMX-13 с башней M24 был закончен в мае 1959 года, и в марте 1960 года был выдан заказ на производство 150 таких машин, получивших название «AMX-13-Чаффи» (фр. AMX-13 Chaffee). Впоследствии эти машины, со снятым вооружением, использовались в роли учебных.
В 1967 году было выдвинуто предложение о перевооружении M24 низкоимпульсной 90-мм пушкой D/925, но работы в этой области не продвинулись дальше создания прототипа, хотя само орудие было впоследствии использовано Норвегией при реализации собственной программы модернизации.
Норвегия
Наиболее обширная программа модернизации M24 была осуществлена в Норвегии. К концу 1960-х годов стоявшие на вооружении норвежской армии M24, несмотря на свою надёжность, уже не соответствовали современным требованиям, в связи с чем было принято решение о кардинальной модернизации всего парка норвежских танков этого типа. Заказ на переоборудование одного прототипа был выдан фирме Thune-Eureka A/S. Спаренная силовая установка M24 была заменена V-образным 6-цилиндровым дизельным двигателем Allison MT 650 мощностью 250 л. с., была также изменена система охлаждения двигателя и установлена новая трансмиссия. Устаревшая 75-мм пушка была заменена низкоимпульсной 90-мм французской D/925. Другие изменения включали в себя установку лазерного дальномера, пассивных приборов ночного видения, усовершенствованных систем пожаротушения, дымовых гранатомётов, более эффективных систем отопления, необходимых в условиях норвежского климата, ликвидацию курсового пулемёта и замену спаренного на 12,7-мм M2HB, а также ряд других, более мелких изменений.
Первый модернизированный прототип был передан на испытания в январе 1973 года и по их результатам был принят на вооружение норвежской армии под обозначением NM-116. Всего с января 1975 по октябрь 1976 года по этому стандарту были модернизированы 54 M24, не считая прототипа[26]. Ещё восемь M24 были переделаны в БРЭМ для их поддержки. NM-116 оставались на вооружении Норвегии до начала 1990-х годов.
Тайвань и Греция
В начале 1980-х годов, после успешной модернизации норвежских M24 фирмой Thune-Eureka A/S, американская фирма NAPCO приобрела лицензию на производство комплектов для аналогичной модернизации M24, рассчитывая продать их на мировом рынке странам, где он ещё оставался на вооружении. Из-за общей устарелости базовой машины заинтересованность проявили лишь две страны — Греция и Тайвань. Тайвань ограничился приобретением комплектов для замены двигательной установки, тогда как в греческой армии, после демонстрации им модернизированного образца, предприняли попытку аналогичной конверсии своими силами. Для замены были использованы двигатели, оставшиеся после модернизации Грецией своего парка БТР M113, но установка их на M24 оказалась неудачной, и вскоре все машины этого типа были сняты с вооружения греческой армии. Часть из них была впоследствии превращена в неподвижные огневые точки береговой обороны.
Уругвай
В 1980-е годы решение о модернизации M24 было принято и в Уругвае. Модернизация включала в себя замену устаревшего орудия на бельгийскую 90-мм низкоимпульсную пушку фирмы Cockerill и спаренной двигательной установки на дизельную, фирмы Scania AB. Модернизированные таким образом M24, по состоянию на начало 2007 года, всё ещё оставались на вооружении уругвайской армии.
Категория: Танки США периода Второй мировой войны | Добавил: svytoy (09.12.2012)
Просмотров: 798 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Реклама



Друзья сайта!



Счетчики


Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ и PR


Дизайн сайта by Svytoy inc.